Электронная запись к врачу на doctor71.ru. Записаться

Аналитическая справка по результатам мониторинга распространения табакокурения

Комментариев нет

Аналитическая справка по результатам мониторинга распространения табакокурения

Мониторинг распространения табакокурения  проведен  в октябре 2014 года  среди учащихся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования города Тулы по анкете «Потребление психоактивных веществ и Интернет-зависимость», разработанной Центром мониторинга вредных привычек среди детей и подростков  Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения  Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБУ «ЦНИИОиИЗО»).

На вопросы анкеты ответили  960 учащихся государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования  города Тулы в возрасте от 15 до 17 лет, среди которых были 462 девушки (48,1%) и 498 юношей (51,8%).

kurenie1

На вопрос о том, что курение  вредно для здоровья  подавляющее большинство подростков 859 чел. (89,5%) ответили положительно, отсутствие такого воздействия табака на организм человека отметили 56 чел. (5,8%), не знают о вреде курения – 45 подростков (4,7%).

Информацию о курении подростки получают из следующих источников: от родственников — 68 чел. (7,1%), от друзей и знакомых – 89 чел. (9,3%), из специальной литературы – 7 чел. (0,7%), из печати – 20 чел. (2,1%), из программ по телевидению и радио – 67 чел. (7%), из Интернета – 113 чел. (11,8%), из лекций в колледже – 289 чел. (30,1%), из собственных наблюдений – 184 чел. (19,2%) и собственного опыта – 123 чел. (12,8%).

kurenie2По возрасту, когда учащиеся впервые попробовали закурить, получены следующие результаты: в 10 лет и ранее – 158 чел. (16,5%), 11-12 лет — 105 чел. (10,9%), 13-14 лет – 231 чел. (24,1%), 15-16 лет – 81чел. (8,4%), в 17 лет — 5 чел. (0,5%),  не пробовали курить, 380 чел. (39,6%).

kurenie3Поводами для первой пробы курения послужили следующие причины: «из за неприятностей – 17 чел. (1,8%), «чтобы почувствовать себя взрослым» — 34 чел. (3,5%), «из любопытства» — 428 чел. (44,6%),  «чтобы познакомиться или понравиться кому-то» — 12 чел. (1,3%), предложили друзья – 8 чел. (0,8%), «чтобы не отстать от друзей» – 68 чел. (7,1%) и «от нечего делать» — 16 чел. (1,7%), не пробовали — 377 чел. (39,3%).

kurenie4

По количеству употребляемых табачных изделий получены следующие результаты: курят эпизодически (не каждый день) 16 чел. (1,7%), мало (менее 5 штук в день) — 95 чел. (9,9%), среднее количество (от 5 до 10 штук сигарет в день) выкуривают 60 (6,2%) респондентов, много (более 10 штук в день) курят 117 чел. (12,2%), не курят 672 чел. (70%).

kurenie5

Причинами, заставляющими курить в настоящее время, являются: «от нечего делать» — 13 чел. (1,4%), «за компанию» курят 18 чел. (1,9%), «чтобы чувствовать себя взрослым» — 7 чел. (0,7%), «из-за неприятностей» – 10 чел. (1%), «по привычке» — 122 чел. (12,7%), «нравится» — 40 чел. (4,2%), «втянулся и не могу бросить» — 82 чел.(8,5%), не дал ответ 1 чел. (0,1%), не курят 667 чел. (69,5%).

kurenie6

На вопрос  о распространенности курения среди друзей положительно ответили 823 чел. (85,7%), не знают — 36 чел. (3,8%), не курят в окружении 100чел. (10,4%), один чел.(0,1%) не дал ответ на поставленный вопрос.

О том, как большинство друзей относится к курению, не дал ответ 1 чел. (0,1%), не знают и не обсуждают курение в компании 17 чел. (1,8%), относятся «безразлично» – 168 чел. (17,5%), «осуждают» – в компании 188 чел. (19,6%), «одобряют» —  78 чел. (8,1%), «по-разному» — 508 чел. (52,9%).

kurenie7

Результаты анкетирования учащихся образовательных учреждений начального и

среднего профессионального образования города Тулы свидетельствуют о том, что в основном, молодые люди обладают достаточным уровнем ин­формированности о природе зависимостей,  о механизмах их воздействия на организм человека и последствиях употребления.

В то же время определенная   часть  учащихся не смогла дать точный ответ или не знает о вредном воздействии на организм человека психоактивных веществ (ПАВ), в т.ч. курения – 10,5%, алкоголя – 11,6%, наркотических веществ – 4,3%.

Для получения сведений о психоактивных веществах учащиеся пользуются различными источниками информации, основными из которых являются занятия в учебных заведениях (34,8%), а также Интернет или средства массовой информации (27,6%), собственные наблюдения и опыт (15,3%) и другие источники информации.

Количество учащихся, которые пробовали курить составило 60,4%.

Возраст первых проб ПАВ распределяется от 10 лет и ранее — до 17 лет. Наибольшее количество учащихся (24,1%) пробовали курить в возрасте 13-14 лет.

Основными поводами и мотивами  первых проб курения оказались: «из-за любопытства» — 44,6%, «за компанию» — 7,1%, «из-за неприятностей» — 1,8%;

В настоящее время по различным причинам  курят 30,5% учащихся.

Курят систематически до 5 сигарет в день 9,9% учащихся,  от 5 до 10 сигарет в день — 6,2% учащихся, «много» курят, выкуривая более 10 штук сигарет в день 12,2% среди опрошенных.

Основными причинами систематического курения в настоящее время являются: «по привычке» — 12,7%, «втянулся, не могу бросить» — 8,5%,  «потому что нравится» — 4,2%, что свидетельствует о формирующейся табачной  зависимости у четвертой части (25,4%) опрошенных респондентов.

Особую тревогу вызывает факт приобщения к курению в значительном окружении (85,7%) ребят.

Кроме того, данные анкет свидетельствуют, что в молодежной среде не сформировано негативное отношение к курящим людям. Осуждают курение в компаниях   19,6% опрошенных, в окружении других респондентов к курению  относятся безразлично, не обсуждают данную проблему или одобряют курение.

Четвертая часть учащихся (21,6%) не знает о проводимой работе в образовательных учреждениях по профилактике курения, что свидетельствует о не полном охвате учащихся профилактической разъяснительной работой.

Анализ проводимого мониторинга употребления психоактивных веществ по курению свидетельствует о необходимо дальнейшей  работы с учащимися  и их родителями по вопросам профилактики употребления психоактивных веществ и повышении эффективности ее проведения.